СЕМЬЯ-ШКОЛА-ОБЩЕСТВО. ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С РАС НА ПРОТЯЖЕНИИ ЖИЗНИ
24 марта 2022 года в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении школа № 755 "Региональный Центр аутизма" Василеостровского района Санкт-Петербурга проходила Всероссийская конференция «Семья-школа-общество. Проблемы и задачи сопровождения лиц с РАС на протяжении жизни» в рамках XII Петербургского международного образовательного форума. Конференция была адресована специалистам в области коррекционной педагогики и специальной психологии, а также родителям, воспитывающим детей с РАС.
Конференция проходила одновременно в очном и дистанционном формате. В конференции приняли участие 110 участников в очном формате и 20 в дистанционном. Мероприятие посетили представители педагогического сообщества из разных городов России: Архангельск, Вятка, Екатеринбург, Москва, Новосибирск, Санкт-Петербург и Ленинградская область. Также конференцию посетили гости из города Минска, Республика Беларусь.
С приветственным словом к участникам конференции обратилась директор ГБОУ школа № 755 «Региональный Центр аутизма» Василеостровского района Санкт-Петербурга, заслуженный учитель РФ Лариса Николаевна Демьянчук.
С пленарными докладами выступили:
- доктор психологических наук, профессор кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета Роман Викторович Демьянчук
- руководитель общества специалистов «Медицинское сообщество, кандидат медицинских наук Марина Аркадьевна Мамаева
- руководитель Регионального ресурсного центра по развитию системы сопровождения детей с РАС на территории Свердловской области Татьяна Константиновна Захарова
В программе проведения мероприятий была предусмотрена постерная сессия и секционная работа, которая проводилась по трем направлениям.
Постерная секция:
- Адаптация заданий в рамках проекта «Моторные сказки» на базе программы начальной школы для обучающихся с ментальными нарушениями и РАС.
- Основы работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда по формированию речевых навыков у детей с РАС.
Секция 1: Психологические аспекты сопровождения семьи ребенка с РАС. Педагоги-психологи обсуждали вопросы оказания помощи семье, воспитывающей ребенка с РАС. Слушатели получили методические рекомендации по вопросам организации работы с семьями, воспитывающими детей с расстройствами аутистического спектра.
Секция 2: Возможности организации коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми во взаимодействии с семьей. Учителя-логопеды делились опытом работы с аутичными детьми, нетрадиционными логопедическими приемами. Был сделан акцент на приоритетной задаче учителя-логопеда в работе с детьми с аутизмом – формирование и совершенствование языковых средств и формирование возможности использования речи как инструмента коммуникации.
Секция 3: Обучение детей с РАС в школе и дома. Коллеги делились опытом коррекционной работы с аутичными детьми, которая проводится рядом специалистов: логопедов, дефектологов, психологов. Такое комплексное взаимодействие приводит к положительному результату. Участники пришли к единому мнению, что если педагоги знают закономерности развития аутичных детей, то они могут многому научить их.
Участники мероприятий обменивались опытом, представляли авторские разработки, обсуждали наиболее актуальные проблемы организации обучения детей с РАС.
В процессе работы секций специалисты поделились с участниками современными подходами, используемыми в работе с детьми с РАС, а также авторскими методиками оказания психолого-педагогической поддержки детям с РАС и их родителям. Докладчиками были рассмотрены актуальные вопросы, касающиеся особенностей организации питания детей с РАС, а также подготовки выпускников с РАС к продолжению обучения в средних и профессиональных образовательных организациях.
Панельная дискуссия была проведена в формате открытой диалоговой площадки, обсуждения проблемных вопросов.
Докладчиками конференции стали специалисты в сфере образования, ученые, работники школ и дошкольных учреждений, авторы учебников и учебно-методических пособий.