17-18 декабря 2019 года в Москве прошел Всероссийский форум экспертов по функциональной грамотности, организованный Министерством просвещения РФ и Институтом стратегии развития образования РАО, где был представлен успешный системный опыт работы гимназии № 642 «Земля и Вселенная» по формированию у обучающихся высоких результатов читательской грамотности, что соответствует прямому выполнению Указа Президента Российской Федерации В.В.Путина от 7 мая 2018 года Правительству об обеспечении глобальной конкурентоспособности российского образования и о вхождении Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Рособрнадзору поручены организация и проведение ежегодного мониторинга динамики показателей России в международном исследовании PISA (международная программа по оценке образовательных достижений).
В мае 2019 года обучающиеся 5 и 7 классов ГБОУ гимназии № 642 «Земля и Вселенная» приняли участие в апробации мониторинга функциональной грамотности по системе PISA, где показали самые высокие результаты среди образовательных учреждений Российской Федерации.
Функциональная грамотность – это гарантия успешного функционирования человека в современном мире, его способность применять знания, полученные в процессе обучения в школе, для решения повседневных задач. А в основе функциональной грамотности лежит осмысленное чтение, так как без него практически невозможно качественное обучение по всем предметам школьной программы. Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.
Большинство детей умеют читать уже при поступлении в первый класс, но не все улавливают смысл предложений и могут связывать прочитанное воедино. Поэтому уже в начальной школе работа педагогов гимназии направлена на то, чтобы научить обучающихся понимать текст, то есть переключиться с автоматического чтения на осмысленное. Также важно просто привить детям любовь к чтению. Обучающиеся, которые читают каждый день, показывают значительно более высокие результаты, чем их нечитающие сверстники.
Чтение не только повышает интеллект, но и будит эмоции. Еще академик И.П.Павлов утверждал, что эмоции являются для человека весьма сильным энергетическим источником. Когда ребенок читает книгу, он радуется, переживает, удивляется, сострадает, что способствует его личностному становлению.
Работая далее, в средней школе, над формированием функционально грамотного читателя, педагоги гимназии учитывают современные условия, в которых мы живем, а именно крайне высокую технологизацию всех сфер жизнедеятельности. Исследования показывают тесную связь между качеством чтения текста на бумажном носителе и в электронной среде. Обучающихся необходимо готовить к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, умению извлекать информацию из разных источников, принимать решения на основе коллективного знания. В 21 веке чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям.
И всегда следует помнить, что чтение – это процесс длиною во всю жизнь. Еще великий немецкий поэт И.В.Гете говорил: «Добрые люди не подозревают, каких трудов стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, что достиг цели».